Ход образовательной деятельности:
(Звучит чувашская народная мелодия. Дети входят в комнату).
— Дети, сегодня мы с вами продолжим знакомство с нашей республикой, с работами чувашских мастеров, а именно с работой вышивальщиц. Чтобы лучше и больше узнать, давайте мы с вами посетим выставку, которая посвящена национальной вышивке.
— Ыр сунса ктетп сире! Добро пожаловать на выставку!
— Чуваши – прекрасные умельцы С древних времён славиться Чувашия своими талантливыми вышивальщицами. Чувашская вышивка красива, её знают и любят не только в нашей республике, но и в других республиках и странах. (Предложить детям самим посмотреть изделия).
— Чувашские женщины украшали вышивкой одежду и предметы бытового убранства. Особенно яркими узорами чувашские мастерицы украшали праздничную одежду, поясные украшения, головные повязки. Вышивка в старину всегда что-то означала.Недаром в народе говорят: «Чваш трри трлл, ырулл», т. е. в ней что-то написано и можно прочитать её.
— Дети, какие цвета в основном вы видите на этих изделиях? (Ответы детей)
— Да, правильно. Чувашские мастерицы больше пользовались красным, чёрным, зелёным, синим, жёлтым цветами. В основном вышивали на белом фоне. (Рассматривание альбома «Чувашские узоры»).
— Красный цвет означал радость, счастье. Чёрный цвет – символ добра и Земли. Для заполнения рисунков использовали зелёный, синий, жёлтые цвета.
— (Рассматривание альбома «Элементы чувашской вышивки»).
— В чувашской вышивкеосновными элементами узоров являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круги, овалы, трапеции, полосы, линии. Они сочетаются с фигурами людей, птиц, деревьев, растений.
— Посмотрели, познакомились мы с вами с чувашской вышивкой, а теперь пора и своё мастерство показать. (Дети занимают рабочие места, в группе звучат чувашские мелодии).
— Мы с вами сегодня украсим пояс, и я возьму ваши работы на выставку к другим ребятам из другого детского сада. Вот такой пояс мы будем сегодня делать (показываю образец). Какие цвета вы здесь видите? Из каких геометрических фигур выполнен пояс? Как расположены квадраты? Посмотрите, а вас на тарелках (подносах) есть ли треугольники? Нет, только чёрные квадратики? А что нужно сделать, чтобы получился треугольник? Правильно. Сложим квадрат по диагонали (показываю, как складывается).
— А теперь давайте без клея на полоску выложим узор. Затем приклеим их. Работаем внимательно, аккуратно.
— Вот и получились пояса. А теперь все ваши работы посмотрим вместе. Аккуратно ли они выполнены, правильно ли расположены, аккуратно ли вырезаны треугольники. Миша, чья работа тебе больше всего понравилась? Почему?
— А теперь соберём ваши украшенные пояса и поиграем с вами в чувашскую народную игру «Пииххи» («Пояс»).