Икона

С чего начать

Рукодельницам начинающим проще будет научиться, если подробно изучить видео с записью мастер-класса, а когда появится опыт и навык, то для работы достаточно будет схемы. Также можно воспользоваться подробной инструкцией с пошаговыми фото, на которых подробно показаны все этапы творчества.
Чтобы ваше творение выглядело красиво, аккуратно ювелирно, необходимо правильно выбрать для него бисер. Здесь экономить не стоит, поскольку китайский и не очень качественный материал будет не удобен в работе, он может различаться немного по цвету, что в готовом изделии может быть очень заметно. Но, самое главное, дешёвые бисерины не будут одинакового размера и идентичной формы, что в данном случае, недопустимо. Лучше использовать более дорогой, но идеально качественный материал, форма и размер которого идеально одинаковые.

Нитки также нужно выбирать очень тщательно. Они должны быть прочными, не должны вытягиваться, рваться и истираться. Идеальным вариантом будет использование ниток из шёлка или хлопка, а также из полиэстера (они не перекручиваются).Выбор игл немаловажен, необходимы иглы с острым кончиком, маленьким ушком, маленького диаметра, подходящие для ювелирной работы, чтобы они могли легко и без усилий проходить через отверстия бисеринок. Лучше купить сразу штук 20 таких игл, чтобы был запас, поскольку они тонкие, часто гнутся и ломаются.
Если ваше изделие будет крупного размера (больше, чем формат А5), то, перед тем, как приступить к вышиванию, необходимо натянуть канву на пяльцы (из дерева или ПВХ), чтобы она была надёжно зафиксирована

Пяльцы помогают не испортить творение, избежать перекашивания канвы, соблюсти её необходимое натяжение.

При выборе схемы необходимо обратить внимание на следующие моменты: если вы опытная мастерица, то схему можно придумать самой, можно также самостоятельно перенести её с понравившейся бумажной картинки на канву, либо воспользоваться специальной компьютерной программой (сервисом в режиме онлайн), которые способны превратить любую картинку в схему для вышивания. Но если вы хотите, чтобы ваш шедевр был высокохудожественным, то вышивка бисером иконы будет осуществляться по купленной в специализированном магазине высококачественной основе, на которую правильно и аккуратно нанесён рисунок

Схема для бисерной вышивки идентична схеме для вышивки нитками, только в случае с нитками, каждый цветной квадратик символизирует один крестик такого же цвета, как квадратик, а в случае с бисером, каждый квадратик – это одна бисеринка цвета, соответствующего цвету квадратика.

Виды

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  •  праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

История и традиции русской вышивки

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

История развития

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю , а также культуру практически любого народа. Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранились работы 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Что важно?

Рассматривая такое рукоделие через призму творчества, следует учитывать следующее.

Во-первых, нужен хороший настрой. Любое рукоделие пойдет хорошо и качественно, если вы этого желаете и выполняете работу с удовольствием и без напряжения, ощущая момент получения результата — великолепного творения собственными руками.

Во-вторых, выбор ориентируем на свой вкус и желание. При выборе картины (несмотря на то что в результате получится икона, пока образ не освящен в церкви считать его иконой неверно) необходимо опираться на собственные ощущения — нравится или не нравится. Так как даже если вышивка должна быть подарена, вы вложите в нее частичку себя и потратите много усилий и времени. А корпеть над тем, что не по душе — это пытка, а не удовольствие, и не даст готовой работе должного положительного эмоционального заряда! Выбор зависит только от вас.

Самые актуальные иконы — это Богородицы и Святые Чудотворцы, такие как Николай Угодник (Чудотворец), Матрона Московская, Ксения Петербургская, Стилиан — покровитель детей, Серафим Саровский и другие. Именную икону выбрать несложно, главное — знать имя, данное при крещении, того, кому планируется в дар икона.

В-третьих, это качество выбранного набора. И лучше, если это будет именно набор, а не схема, так как подбор цветов для иконы очень сложен и в готовых наборах проведен качественно и в соответствии с церковными канонами.

В-четвертых, техническая сторона. В наборах всегда присутствует подробная инструкция по вышивке, и ее рекомендуется придерживаться, стараться вышивать со средней натяжкой нити, чтобы не перетянуть работу и не сделать ее очень рыхлой, необходимо соблюдать наклон бисеринок в одну сторону, не делать перетяжек нити с обратной стороны (а лучше обойти это место вокруг), для вышивки бисером использовать лавсановую белую нить или хлопок/лавсан “30 мкм” простую швейную нить (тоненькую, как для оверлока). Обязательно отметим, что не стоит брать для вышивки мононить, а уж тем более леску, так как результат может быть печальным: прорезка ткани и разрыв лески или мононити при натяжке картины, провисание бисеринок при повышении температуры и так далее.

История развития

Условно русскую вышивку можно разделить на крестьянскую и городскую. Это было сделано из-за социальных неравенств. Простые деревенские девушки работали над своим приданым, готовили подарки на свадьбу. Они сохраняли местные традиционные узоры и чтили традиции, чтобы сохранить культурные особенности в русской народной вышивке. Городские модницы видели в рукоделии развлечение. Если они вышивали, то делали это на европейский манер, старались быть похожими на берлинских или парижских дам. 18-19 века отмечаются распространением вышивки в мужских предметах одежды. Изящные кафтаны входят в моду.

Отдельно можно отметить русское золотошвейное искусство. Такую вышивку можно было встретить в украшении икон, интерьере церквей и храмов. На одежде дворян шились узоры золотыми нитками с использованием речного жемчуга. Это стало славянской чертой, особенностью дорогих предметов, появившейся в 10-12 веках.

Публикация «Мое любимое увлечение — вышивка крестиком и бисером»

Подробнее… Стежок к стежку, игла рисует Сложнейший колорит шитья. И вышивальщица рискует Уйти за грани бытия… Но нити крепко держат сердце, Гармонии рождая лад, И как…

Вышивка бисером «Красные маки» Здравствуйте уважаемые музыкальные руководители, воспитатели, учителя, гости. Хочу поделиться своей первой творческой работой по вышиванию картин бисером. Моя коллега…

«Святая Елизавета» Вышивка бисером Сегодня я закончила вышивать еще одну икону. Изображена на ней Святая мученица Елизавета. Очень интересна и поучительна жизнь этой Святой. Все ее существование,…

Статья «Мастер-класс: вышивка бисером «Ксения Петербуржская»»

Далее…Хочу рассказать вам о моем увлечении — вышевание бисером.Началось все с того что я была в гостях у своей подруги и коллеги ,мы давно не виделись и нам было о чем…

Мое увлечение-вышивка бисером Увлечение вышивкой бисером появилось в моей жизни сравнительно недавно, чуть больше года, но захватило с головой! Началось все с того, что захотелось приобрести…

Вышивка бисером-увлекательное хобби В свободное время (его бывает не очень много) решила заняться вышивкой бисером. Это настолько увлекает, что не замечаешь, как проходят минуты, часы…А главное,…

Вышивка икон бисером. Мое увлечение Традиция вышивания икон пришла к нам еще с древности.Это был своеобразный способ выражения любви к Богу.Иконы вышивка которых была выполнена обычными людьми не имела…

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука.  Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе. Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Иконописное искусство в России

Иконописное искусство пришло в Россию разными путями, однако в первую очередь это случилось благодаря разнообразным связям с Византийской империей. Эти связи усилились в X в. после образования первого русского государства — Киевской Руси.

Для государственной стабильности Византии было выгодно искать союзников за пределами самой империи. Византия часто посылала торговые и дипломатические миссии на Русь и охотно выдавала своих принцесс за представителей русских великокняжеских родов. Византийские гости привозили иконы в дар правителям Руси.

Крепнущие культурные связи привлекли на Русь многочисленных византийских иконописцев, например Феофана Грека (ок. 1340-ок. 1410). Наряду с другими византийскими влияниями Русь переняла и практиковавшуюся тогда в Константинополе иконописную технику. Иконы писались на досках, грунтованных меловым или гипсовым порошком, размешанным на животном клее.

Тайны Троицы Андрея Рублева

Рублевская икона «Живоначальной Троицы» содержит более 10 библейских символов, которые иносказательно зашифрованы рукой мастера:

  • чаша, которая находится на столе, – символ причащения Господа;
  • глава чаши в форме тельца означает божественную жертву;
  • лазурный цвет одежды Святой Троицы говорит о неземной сущности присутствующих за столом;
  • ветви дерева над головами каждого из Святой Троицы напоминают о дубе, под кроной которого отдыхал Авраам, на этой иконе они также являются олицетворением дерева жизни;
  • схематично изображенная гора напоминает о Голгофе, а также является символом искупления.

Справка! Андрей Рублев после смерти был причислен к лику святых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Paper Land
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: