Последние статьи
-
Почему считается, что картина «Водяные лилии» Клода Моне приносит несчастье своим владельцам сегодня, 13:53 -
Какие тайны открыли учёным уникальные реликвии, обнаруженные недавно на руинах 5000-летнего города сегодня, 11:56 -
Почему девочка-вундеркинд из 1990-х Ирина Полякова считает своё детство несчастливым, и Как она живёт в наши дни сегодня, 10:36 -
Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая сегодня, 09:10 -
Локуста – официальная отравительница на службе римских императоров, на счету которой почти 500 жертв 12.10.2021, 21:45 -
Загадки Шварцвальдского леса, который вдохновил братьев Гримм на сказку про «Красную шапочку» 12.10.2021, 20:21 -
Чем прославились легендарные женщины-преступницы, которые сводили с ума мужчин и сыщиков 12.10.2021, 17:57 -
Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа 12.10.2021, 15:44 -
Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире, который прожил 104 года 12.10.2021, 14:40 -
8 лучших научно-популярных книг 2021 года на русском языке по версии премии «Просветитель» 12.10.2021, 13:22
Все статьи
Современная вышивка
Вышивку крестиком можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым в свободное время можно создавать красивые и оригинальные предметы интерьера, которые в любой дом привнесут уютный. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром или подарком.
Сейчас существует большое разнообразие техник: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров или художников.
Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней.
История вышивки на этом не заканчивается.
В Византии долгое время не говорили на греческом языке
Несмотря на то, что с самого начала большая часть населения Восточной Римской империи состояла из греков и эллинизированных жителей Ближнего Востока, государственным языком империи была латынь. Ну а как ещё? После того, как на берег Босфора переехали сенаторы и органы власти, делопроизводство велось на том же самом языке, что и столетия назад. Да и население Нового Рима долгое время говорило на латыни.
Греческий язык стал государственным только в VII веке, при императоре Ираклии I. Когда влияние эллинистической части общества усилилось, латинский язык постепенно из народного превратился в бюрократический или высокий литературный язык. Но и после латынь долгое время оставалась языком юристов, тем более что корпус законов империи был латиноязычным и лишь дополнялся позднейшими законами, написанными по‑гречески.
В Византии сохранялась культурная преемственность с Античностью
В то время как во многих регионах Западной Европы после падения Рима наступила эпоха упадка и многое из культурного и научного наследия прошлого оказалось забыто, в Восточной Римской империи такого цивилизационного перелома не было вовсе. Ромеи вплоть до конца своего государства ощущали себя наследниками культуры античной Греции и Рима, хорошо знали античную литературу и изучали её. Библиотеки Константинополя и других городов империи служили предметом зависти для любого европейского учёного, вплоть до завоевания страны турками-османами, когда немалая часть книжных сокровищ была уничтожена мусульманскими фанатиками.
На ту же тему Иконоборчество: первая попытка реформации церкви
Если в книгах этих написано то же, что в Коране, то они лишние. Если же иное, то они лгут», — сказал халиф Умар, приказав сжечь Александрийскую библиотеку, после того как арабы изгнали византийцев из Египта.
Множество античных источников, сохранившихся до наших времён, остались целы именно благодаря тому, что их сберегли ромеи. Когда после падения Константинополя на Запад хлынула толпа греческих учёных и античных книг, европейские гуманисты были поражены тому, какие сокровища мысли скрывались на Востоке.
История вышивки Западной Европы
Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото) и разнообразными узорами. Исторически это значительно повлияли на развитие вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты и техника.
В ХVI веке в Западной Европе счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время большей частью сюжетов для вышивки были библейские сюжеты.
В XVIII веке в вышивке крестиком стал более заметен классический стежок. Тематики вышивок стали более разнообразны.
H2. История вышивки на Востоке
В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Вышивки на Востоке всегда отличались большим разнообразием цветов и сложностью узоров.
Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет.
H2. Краткая история вышивки крестиком
Еще в XVI веке вышивка крестиком считалась занятием для богатых, но с ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения.
Вышивку того времени можно разделить на:
- народную;
- городскую.
Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле).
Византия никогда не была отсталой страной
Наоборот, долгое время именно Восточная Римская империя считалась самой культурной и развитой страной христианского мира. В то время как на Западе последние остатки науки и литературы пыталась сохранить церковь, на Востоке вовсю процветали философские, богословские, литературные школы. В сферах точных и естественных наук работало множество учёных. Даже первый европейский университет появился именно в Византии.
Обычно считается, что первым стал Болонский, основанный в 1088 году. Но в Константинополе ещё при императоре Феодосии II в V веке возникла придворная школа. Уже тогда там изучался классический для средневековых университетов набор дисциплин: теология, право, риторика и медицина. В 855 году школа стараниями выдающегося учёного Льва Философа была преобразована в университет и получила в своё распоряжение Магнаврский императорский дворец на Августеоне — главной площади столицы, где также находился Софийский собор.
Лев Философ стал первым ректором первого в мире университета и фактическим создателем современной системы высшего образования, на которую ориентировались европейские просветители. Магнаврская высшая школа просуществовала до 1453 года, а её последние профессора бежали от османского завоевания в Западную Европу.
Цветы
Если вы любите вышивать цветы, можете украсить ими домашний текстиль, одежду, другие вещи. Чаще всего новички в области рукоделия выбирают ромашки, т.к. они довольно простые.
Для начала определитесь с цветом ниток, т.к. схема вышивки у вас уже есть. Она нужна для удобства и правильного результата. Цвет зависит от назначения рисунка. Яркие оттенки будут украшать одежду.
Можно приступать к работе!
- Ромашка состоит из 6-ти лепестков и сердцевины посередине.
- Возьмите желтые нитки и проденьте иголку снизу-вверх в самом центре через ткань.
- Вытащив иглу наверх, по диагонали проденьте ее к противоположному концу.
- Количество таких крестиков помечено квадратиками, имеющихся на схеме: 2 сверху, под ними 4, потом 5, опять 4.
- Затем, как показано на рисунке, возьмите лимонную нитку, все сделав по квадратикам, только на ткани для вышивания.
- Черной ниткой «обведите» желтую сердцевину.
- Дальнейшая работа предстоит с черными нитками.
- Для большей реалистичности рисунка, начиная от сердцевины и передвигаясь к лепесткам, прошейте вертикально по несколько квадратиков, будто листки имеют сгиб по середине.
- Можете оставить середину лепестков без ниток, но для красоты просто прошейте всю ту часть их белой ниткой. Принцип крестиков вы уже поняли.
Цветок будет больших размеров, поэтому возьмите соответствующий кусок специальной ткани для вышивания — страмин.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны
Конец XVII века
Культура
Развивался и «культурный обмен». Так, знаменитый иконописец второй половины XIV — начала XV века Феофан Грек писал иконы в новгородских и московских храмах. Не менее известен писатель и переводчик Максим Грек, скончавшийся в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре.
Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени. Благодаря ему на Руси впервые началось строительство каменных зданий. Взять хотя бы Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
У византийских мастеров русские зодчие обучались и принципам строительства, и принципам украшения храмов мозаиками и фресками. Правда, приемы традиционного византийского зодчества здесь сочетаются с «русским стилем»: отсюда и множество куполов.
История развития Византии и стиля
Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.
Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.
Иконы в византийском стиле
Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.
Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.
История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:
- Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
- 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
- 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
- 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
- Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
- В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.
Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.
С чего все началось?
Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.
Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.
Используемые цвета
Основной цвет для орнаментов считается красный, который отлично контрастирует с натуральным цветом полотна. Оттенки могут быть любыми, от оранжевого до темного, почти бордового тона.
В сочетании или отдельно от красного русская вышивальщица дополняла орнаменты синим, зеленым и желтым (золотым) цветом.
Черные нитки нашли свое применение только в воронежской и тамбовской областях, Чувашии. Для остальной территории нехарактерно их использование.
Не только схемы изображения несут в себе определенный символ. Выбранный цвет для русской вышивки имел большое значение.
Белые нитки считаются символом чистоты, света. Это нежный цвет девичьей невинности и женской красоты.
Красный— сильный мужской тон. Символ огня, жизненной энергии, богатства, доблести.
Теперь вам понятен смысл, когда на белом фоне сделана традиционная русская вышивка красными нитками.
Черный цвет редко используется и только в нескольких регионах. Этот цвет означает понимание краткости человеческого существования. Поэтому вышивка черными нитками чаще была на одежде пожилых людей.
История вышивки
Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.
Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.
В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.
Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.
Машинная вышивка
Ручная вышивка гладью
Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.
При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.
Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.
Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.
Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.
Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Отношения Руси и Византии
К Х столетию Византия, сформировавшаяся в 395 году после раздела Римской империи, была могущественной державой. В неё входили Малая Азия, южная часть Балкан и Южной Италии, острова в Эгейском море, а также часть Крыма и Херсонес. Русские называли Византию «Греческим царством», так как там преобладала эллинизированная культура и официальный язык был греческим.
Контакты Киевской Руси с Византией, граничивших друг с другом через Чёрное море, начались ещё в IX веке. Поначалу две державы враждовали между собой. Русы неоднократно совершали набеги на соседей.
Но постепенно Русь и Византия перестали воевать: им оказалось выгоднее «дружить». Тем более, что русам удалось уничтожить угрожавший Константинополю Хазарский каганат. Обе державы принялись налаживать дипломатию и торговые связи.
Стали практиковаться и династические браки. Так, одной из жён русского князя Владимира Святославича стала Анна – сестра византийского императора Василия II. Матерью Владимира Мономаха была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. А московский князь Иван III был женат на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина XI.
Птицы
Для начинающих нужно выбирать соответствующие схемы вышивки крестиком. Попробуйте вышить синицу, представленную на рисунке. Сложного в ней ничего нет, но запаситесь терпением! Сразу подготовьте нитки синего, голубого, коричневого, желтого, зеленого цветов.
- Совет: начните с клюва. Чтобы дальше было легче сориентироваться.
- Сначала все прошейте черной ниткой — его клюв: 3 вверх, 4 вниз, еще 2 раза по 2 вниз.
- Переходите к головке птички.
- После, прошейте глазик в виде перевернутой галки.
- Затем идет очередь грудки синицы, ее крылья.
- Ветки, на которых сидит птица, будут последним стежком!
- Можете рядом крестиками вышить свое имя или дать его птице.
- Для удобства нарисуйте карандашом на ткани буквы и, опираясь на них, оформите вышивку — будет красиво!
Когда будете выбирать размер страмина, учитывайте не только сложность работы, но и размеры. Если выбрать полотно 30X30 см — сможете декорировать подушку.
Их вешают в коридоре, чтобы защитить от непрошеных гостей.
Рукоделие — очень полезное занятие! Оно развивает моторику, усидчивость, терпение к мелким вещам. Для удобства выполнения не обойтись без пяльцев, поэтому не забудьте приобрести. Занятие рукоделием — отличная профилактика многих «возрастных» недугов, в том числе болезни Альцгеймера, ведь постоянно работают мозг, руки, пальцы и все нервные окончания верхних конечностей.
Но при этом и они требуют внимания и времени. Картинки готовых, хороших рисунков облегчат задачу. Устройте себе дома бесплатный мастер-класс по рукоделию!
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
Например:
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.