Возрождение канительного шитья
Шеврон СССР
Бархат с золотым шитьем для театральных сцен
Константин Сергеевич Станиславский
Фабрика Алексеевых
Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою…То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.Она к оконцу оглушенно села… И вот тогда пришло искусство к ней.Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, покаСвободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.история появления других известных фразеологизмов
Мстерская вышивка
Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.
XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Алмазная вышивка
Алмазная вышивка на самом деле имеет мало общего с классическими видами вышивки нитками. Весь процесс состоит в выкладывании узора акриловыми стразами на специальном полотне. Вышивкой данную технику именуют потому, что для выкладки картин используются те же схемы, что и для вышивки крестом. Хотя, непонятно, какая связь. Такая схема нанесена на полотно и покрыта клеевым слоем. К каждому набору прилагаются комплекты страз нужных цветов. Они выкладываются на полотно вплотную друг к другу, постепенно образуя цельную картину. Для работы, кроме схемы и страз, понадобится так же пинцет или специальный аппликатор. Однако, все это, как правило, есть уже в наборе. Покупают наборы для вышивки с уже нанесенным рисунком и клеевым слоем. Такие наборы хороши для подарка, так как никакой подготовки вышивальщице иметь не нужно. Это занятие прекрасно успокаивает нервы. На фото вы видите набор, который можно приобрести в любом интернет магазине.
Вышивка крестом
История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.
При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.
Рукоделие с лентами
В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.
Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.
Последние статьи
-
Почему считается, что картина «Водяные лилии» Клода Моне приносит несчастье своим владельцам сегодня, 13:53 -
Какие тайны открыли учёным уникальные реликвии, обнаруженные недавно на руинах 5000-летнего города сегодня, 11:56 -
Почему девочка-вундеркинд из 1990-х Ирина Полякова считает своё детство несчастливым, и Как она живёт в наши дни сегодня, 10:36 -
Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая сегодня, 09:10 -
Локуста – официальная отравительница на службе римских императоров, на счету которой почти 500 жертв 12.10.2021, 21:45 -
Загадки Шварцвальдского леса, который вдохновил братьев Гримм на сказку про «Красную шапочку» 12.10.2021, 20:21 -
Чем прославились легендарные женщины-преступницы, которые сводили с ума мужчин и сыщиков 12.10.2021, 17:57 -
Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа 12.10.2021, 15:44 -
Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире, который прожил 104 года 12.10.2021, 14:40 -
8 лучших научно-популярных книг 2021 года на русском языке по версии премии «Просветитель» 12.10.2021, 13:22
Все статьи
Символика
Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.
Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире.
Так возник очередной символ рожаницы, как знак женского божества и плодородия.
Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных.
Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.
Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца (иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие). Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.
Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать:
- пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир,
- для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах,
- на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души,
- женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака.
Вы могли видеть орнаменты из птиц, следующих друг за другом или повернутых головами попарно. В композициях их шили в сочетании с деревьями или кустами, рядом с женским образом.
Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. В 18 веке распространяется вышивка алых роз, как вечное возрождение. Особенно запоминаются вышитые цветы и растения в стиле хохломы или гжели, на павлоградских платках.
Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение— молодость.
Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы.
Лилией обозначали девичью невинность, а виноград— символ семьи и единства.
Идеи вышивки со схемами
Как приятно надеть нарядную юбку, блузку, вышитые своими руками. А полотенчики, даже если не вышивать на них обереги, а написать иглой просто красивый рисунок, в который можно влюбиться с первого взгляда. Он будет омолаживать, приманивать удачу.
Полотенце
Обычай умывать, очищать лицо водой утром и вечером идет из глубокой древности. Утром смываем сны, вечером дневные заботы, чтобы сладко спать. А вытиральное полотенце завершит ритуал очищения.
Для вышивки полотенчика использовать лучше ткань, в которой можно считать нити. Очень подходит лен. Если использовать владимирскую гладь, будет самое что ни на есть старинное полотенце.
Для вышивки:
- ткань льняная;
- нитки мулине (красные, оранжевые);
- иголочка для вышивания, у нее слегка затупленный кончик, чтобы не рвать ткань.
Сам рисунок будет виден только на лицевой стороне, с изнанки будет виден контур рисунка.
Последовательность шагов:
- на ткани карандашом намечается контур рисунка;
- в контур укладывается первый длинный шов по лицевой стороне, он заполняет все пространство внутри контура;
- следующий шов идет с изнанки, он коротенький, его ход точно по контуру, иголка выводится снова на лицо;
- верховой гладью заполняется весь рисунок.
Для начала достаточно вышить несколько простых цветочков по бортику полотенца.
На костюме
Золотая вышивка, сажение по бели, шелк — достаточно небольшого рисунка, но это уже будет деталь костюма от кутюр. Среди ниток мулине можно найти и металлические, да и канитель, и жемчуг есть в свободной продаже.
Для вышивки понадобится:
- подходящая ткань;
- если костюм у вас уже готов, то есть совсем небольшие пяльцы;
- нить с металлическим блеском;
- нить-основа — хлопковая.
Выбирается орнамент. Он вырезается из бумаги и пришивается на ткань.
Последовательность действий:
- нить с металлическим блеском лучше намотать на держатель, который легко будет лежать на ткани;
- начало металлической нити закрепляется у контура бумажного настила;
- металлическая нить перекидывается к следующему краю контура и закрепляется там хлопковой ниткой, продетой в иголку;
- перекидывая и закрепляя нить по контуру, постепенно заполняется рисунок орнамента.
От завитков орнамента будет зависеть причудливость рисунка. Такой труд, конечно, требует времени и усидчивости, но результат впечатляет.
Персонажи из сказок
Схему любого персонажа сказки для вышивки крестиком легко найти в сети. Чтобы выполнить работу, нужно считать клеточки ткани и соблюдать цветовой тон, указанный в схеме.
Ну, а можно почувствовать себя живописцем и вышить любимого персонажа гладью.
Например, лисичка-сестричка.
Понадобятся:
- ткань для полотна;
- пяльца;
- иголка для вышивания;
- мулине оранжевого, белого, черного цвета;
- вырезанный из бумаги контур лисы.
Нужно туго затянуть ткань в пяльцы, но не перетяните, чтобы при снятии рисунок не перекосило.
Порядок действий:
- обвести контур лисы на ткани;
- мелкими стежками глади заполнять всю внутренность контура, подбирая цвет. Грудку вышить белым, лапки черным. А оранжевый можно разбавить красным;
- глаза можно как вышить, так и пришить черный блестящий бисер.
ТЕХНОЛОГИЯ
§ 11. Художественная вышивка
В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.
Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.
Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).
Рис. 4. Китайская гладь
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.
Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).
Рис. 5. Владимирское шитьё
Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.
Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.
Рис. 7. Золотное шитьё
В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.
Объемная вышивка плетение иглой
Объемная вышивка плетение иглой – поверхностный тип вышивки с использованием навивания нити на иглу в процессе вышивки. Позволяет создать на полотне объемные эффектные аппликации из цветов, листьев, ягод и т.д. Используется в декорировании одежды и предметов интерьера.
Объемная вышивка пережила невероятный подъем в XVII веке в Англии. На протяжении целого века леди вышивали шкатулки для украшений и различных мелочей. Этот вид вышивки получил название Stumwork. Вышивка поднималась над полотном с помощью специальных деревянных форм, которые буквально обвязывались иглой. Применялось невероятное количество техник швов и строчек, чтобы создать объем вышивки на гранях шкатулок.
Почитать о шкатулках Англии XVII века, кто их делал, и как их вышивали можно в статье Как создавалась объемная вышивка старинных английских шкатулок
Но объемная вышивка на шкатулках появилась только после того, как английскими мастерами была освоена обычная объемная вышивка. Это было в XVI веке. При правлении королевы Елизаветы, распространение получила просто объемная вышивка, но техника применялась тоже разнообразная: штопальный шов, или плетение, гладь, строчечный.
Отдельные детали вышивки только немного приподнимались над основой, и вышитая таким образом ткань, применялась в шитье платьев для Елизаветы и ее приближенных. Я сама так увлеклась этим видом вышивки, что решила скопировать дизайн из Британского музея вышивки и вышить абажур для настольной лампы.
На фото это начало работы.
Интересное Рукоделие Талантливые мастера делятся своим опытом
Шитьё / Технологии
Как распустить оверлочный шов и не сойти с ума? Читайте нашу сегодняшнюю статью!
Подробнее…
Шитьё / Технологии
8 видов самых нужных швов для шитья
Швы — неотъемлемая часть шитья. Давайте подробно рассмотрим 8 основных видов строчек, которые следует знать всем швеям.
Подробнее…
Шитьё / Уроки стиля
Что скрывает ваша одежда? Как правильно одеваться, чтоб скрыть недостатки
Если вам не нравятся некоторые области вашей фигуры, подбор одежды может показаться кошмаром. Однако существует множество приемов, которые отлично маскируют недостатки. Мы покажем вам сегодня некоторые из них.
Подробнее…
Шитьё / Технологии
Сегодня мы разберем 10 ошибок, из-за которых ваша одежда может выглядеть самодельной.
Изделия из кожи и меха
Декор спальни. Кожаные подушки с бахромой
Еще одна поделка в нашей копилке! Я недавно увидела в магазине великолепные кожаные подушки с бахромой за довольно неплохие деньги. Учитывая, что моя спальня еще находится в стадии ремонта, я подумала: «Почему бы не сшить такие самой?» Все, что вам нужно для этого проекта, — это кожа и наполнитель!
Подробнее…
Декор
Делаем колонну в античном стиле из аквапалок
Сегодня мы делимся интересной идеей украшения интерьера колонной в античном стиле.
Подробнее…
Шитьё / Материалы и инструменты
Это не обман? Реально эта швейная машинка шьет?
Это руководство для вас, если вы никогда раньше не пользовались мини-швейной машинкой и только начинаете заниматься шитьем. В этом уроке я расскажу вам о достоинствах и недостатках этой швейной машинки, покажу, как заправить нить в швейную машинку и дам несколько советов по шитью.
Подробнее…
- Мастер-классы
-
- Из эпоксидной смолы, витраля
- Лэмпворк
- Сборка бижутерии
- Сутаж
- Бижутерия из проволоки (Wire Wrap)
-
- Игрушки
- Одежда и аксессуары
- Украшения
-
- Вышивка лентами
- Вышивка хардангер
- Изонить
- Другие техники вышивки
- Мастер-классы и уроки
- Схемы для вышивки
- Темари, юбинуки
-
- Декупаж на дереве
- Декупаж на металле
- Декупаж на пластике, свечах и др.
- Декупаж на стекле
- Декупаж на ткани, коже
- Материалы и техники
-
- Игрушки
- Аксессуары
-
- Цветы из капрона
- Игрушки из капрона
- Игрушки из носков
- Аксессуары из капрона
-
- Авторские куклы
- Гипс
- Изделия из запекаемой пластики и глины
- Пластика: техники
- Соленое тесто
- Холодный фарфор, керамическая флористика
- Другие виды лепки
-
- Из проволоки своими руками
- Из проволоки шенил
- Макраме
- Плетение из газет
- Фриволите
- Узлы и шнуры
- Другие виды плетения
-
- Батик
- Зентангл, Дудлинг
- Рисование
- Рисование One stroke
- Роспись, витраж
- Энкаустика, граттаж
- Point to point
-
- Поделки из фоамирана
- Цветы из фоамирана
-
- Вязание крючком
- Вязание спицами
- Вязание на вилке
- Техники
- Тунисское вязание
- Узоры крючком
- Узоры спицами
- Игрушки
-
- Живые цветы
- Ошибана, техника Терра
- Сладкие букеты (Свит-дизайн)
- Цветы из ткани, бумаги и сухоцветы
-
- Для дома
- Игрушки
- Материалы и инструменты
- Одежда и аксессуары
- Технологии
- Уроки стиля
-
Изделия из кожи и меха
-
Канзаши
-
Картонаж
-
Квиллинг
-
Кинусайга, кимекоми
-
Косметика и парфюмерия
-
Мыловарение
-
Оригами, киригами
-
Папье-маше
-
Пейп-арт, филигрань из джута
-
Пергамано
-
Пэчворк и квилтинг
-
Резьба по дереву. Выпиливание. Выжигание
-
Скрапбукинг
-
Свечи и свечеварение
-
Ткачество
-
Разное
-
Декор
Материалы и инструменты
Если вы решили полностью погрузится в атмосферу, использовать русские узоры и орнаменты в своем творчестве, то понадобятся следующие материалы:
- Любые тканые вещи в качестве основы. Украшались одежда или быт: скатерти, салфетки, занавески, платки, передники, юбки, рубашки, платья или головные уборы.
- Ткань для вышивки. Когда вы создаете с нуля, то выбирайте отбеленное полотно изо льна или конопли.
- Применялись льняные или шерстяные нитки для узоров натурального окрашивания (при помощи минеральных, растительных или животных красок). Цветовая гамма в зависимости от узора выбранного региона (мотив которого вы решили сделать).
Вы можете сделать русскую народную вышивку с учетом всех традиций, можете осовременить новыми материалами.