Ход занятия
Сегодня на нашем занятии я хочу рассказать вам сказку, только мне потребуется ваша помощь. Вы готовы мне помочь? (ответ детей). Молодцы! Ну, тогда слушайте…
В одном далеком царстве царстве-государстве много лет тому назад жили-были. Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей). Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать,о ком же будет наша сказка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
(дети отгадывают «матрёшка»)
Молодцы! Конечно, это матрёшка.
Педагог показывает детям картинки с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку, раскрывает её и выставляет всех матрёшек, дети рассматривают их и держат в руках. Педагог комментирует.
Посмотрите, какие они красавицы! В нашей сказке их будет 5. Итак продолжаем…
Жили были на свете красавицы-сестрички матрёшки. Жили они дружно и друг другу во всём помогали. Первая матрёшка была самая большая и самая умная и звали её… — я предлагаю вам поучаствовать в сказке и придумать ей имя (педагог показывает детям заранее приготовленную большую форму бумажной матрешки – формат А3, у матрёшки раскрашено все, кроме сарафана (приложение 1, и дети дают имя). Вторая была чуть меньше, и считалась очень веселой матрёшкой, а звали её… (педагог достает вторую матрёшку, дети дают имя). Третья матрёшка была самая красивая, и имя у нее было (педагог достает третью матрёшку и дети дают имя, четвертая – самая трудолюбивая и звали её… (показывает четвертую и дети дают имя). А маленькая, пятая матрёшка, была самой послушной и имя у нее было (дети дают имя).
Сарафаны расписные,
Щечки зорькою горят.
И матрёшки, как живые,
Шлют улыбки всем подряд.
Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица! Ой, а что же это! Почему их сарафанчики стали белыми? Что же произошло? Может наша сказка нам поможет узнать? Продолжим? (дети отвечают)
Итак, жили они дружно и во всем друг другу помогали. Однажды самая веселая матрёшка… (как её звали) предложила всем вместе порисовать яркими красками и так они увлеклись рисованием, что не заметили, как испачкались. Что же им теперь делать? Самая красивая матрёшка… (как её звали) очень расстроилась и заплакала. Тогда самая умная … (как её звали) стала её утешать и предложила снять сарафаны и постирать. Младшая и самая послушная матрёшка… (как её звали) принесла воды, а самая трудолюбивая из них … (как её звали) принялась стирать и так тщательно она это сделала (она же была самая трудолюбивая, что с сарафанов отмылась не только краска, но и пропал весь рисунок и стали они белые-белые. Как же тогда расстроились наши матрёшки, ведь у них нет других сарафанов!
Что же им теперь делать? Может мы им чем–нибудь поможем? (дети предлагают помочь и раскрасить матрёшек).
Какие вы молодцы! Правильно, мы можем их сами раскрасить. Предлагаю вам разделиться по парам.
Каждая пара будет раскрашивать сарафан одной из матрёшек, так мы сможем им помочь быстрее, а заодно и покажем, какие мы дружные.
А как мы будем раскрашивать наших матрешек и чем? Я приготовила для вас восковые мелки и акварельные краски. Но сначала мы с вами поиграем в игру «Собери матрёшку». Педагог показывает детям перепутанные карточки с изображением верхней и нижней половины матрёшек – дети должны правильно собрать матрёшек по цвету и рисунку (приложение 2).
Молодцы! Я думаю, что теперь вы точно готовы. Начинаем рисовать. Сначала мы нанесем на наш сарафан контур рисунка, используя для этого восковые мелки. Рисунок может быть любым – цветочки, разноцветные кружочки, бабочки, машинки, квадраты и другие фигуры. Вам надо сначала вместе придумать, что вы нарисуете на сарафане, а потом уже браться за дело. Готовый рисунок мы с вами раскрасим акварельными красками. Наши восковые мелки помогут нам в этом деле, ведь они не дают нашей красочке растекаться по сарафану. А вы знаете как правильно рисовать красками? (Дети отвечают, если они затрудняются, то педагог им помогает).
В процессе творческой работы педагог помогает тем, кто затрудняется и направляет.
Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие. Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.
Думаю героям нашей сказки сарафаны очень понравились и они больше не будут их пачкать. Вы им не только помогли, но и еще научили, как правильно использовать краски, и они говорят вам за это спасибо. А мы что им ответим? (дети хором говорят «пожалуйста»).
Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу. До свидания, ребята! До скорой встречи!
Ход НОД:
— Ребята,послушайте загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…. (дети отгадывают «матрёшка»)
— Молодцы! Конечно, это матрёшка.
— Посмотрите, какие у нас есть матрешки. А вы знаете, что нашим Матрешкам уже 120 лет. Когда-то один мастер увидел японскую деревянную игрушку-неваляшку, которая изображала старика монаха. И решил он сделать такую игрушку для своих детей. Он не просто сделал из дерева игрушку, а знакомый художник её разрисовал красками цветочным узором. Да таким красивым, что не только детям эта игрушка понравилась. А когда её увидели люди, кто-то воскликнул «Какая Матрена!» и с тех пор её стали звать Матрена, а ласково Матрешка.
— Что же общего во всех матрешках? (1. сделаны из дерева, 2. открываются одинаково, 3. такие яркие расписанные цветочками.
— Чем они отличаются? (разными рисунками)
Посмотрите, какие разные на картинках эти матрешки. Ой, они рассыпались. Помогите мне из собрать.
(Задание. Найти половинки матрешек и соединить их на доске-фланелеграфе).
— Вот, молодцы! Теперь вы сами видите, что у всех матрешек разные узоры. И от этого они еще красивее! Давайте рассмотрим их узоры. Из чего они состоят? Где расположены цветочки? Какие они большие или маленькие? Что еще нарисовано?
Физкультминутка.
-А сейчас мы с вами превратимся в матрешек и потанцуем танец матрешки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо и налево)
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки. (выставляем ножку на пяточку)
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки. (имитируем как завязываем платочек)
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки. (погладим себя по щечкам)
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки (показываем свой длинный сарафан с наклоном)
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки. (по два хлопка слева и справа)
-А теперь я вам расскажу что вы будете сегодня делать.
— Перед вами на столах лежат силуэты матрешек. Что вы на них видите? Только личико. И такие они грустные, потому что не нарядные. Давайте их порадуем и нарисуем на них красивые цветочные узоры.
— А рисовать вы будете восковыми мелками и красками. Сначала вы нарисуете контуры цветов восковыми мелками, а потом закрасим их красками. А восковые мелки помогут нам, чтобы краски не растеклись, а остались в цветочках. Еще вы раскрасите косыночки и саму матрешку.
— А теперь подготовим наши ручки к работе:
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
— Приступайте к работе. (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям)
— Молодцы, ребятки! Какие красивые получились у вас матрешки, нарядные! А главное все такие разные и радостные!
— Давайте дадим нашим матрешкам высохнуть, потом развесим их на наш стенд и полюбуемся ими.
— Но у меня для вас еще есть сюрприз. В нашей группе спрятались 10 маленьких матрешек. Когда мы наведем порядок на столах, вы их постараетесь их найти!
Приложение:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо и налево)
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки. (выставляем ножку на пяточку)
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки. (имитируем как завязываем платочек)
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки. (погладим себя по щечкам)
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки (показываем свой длинный сарафан с наклоном)
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки. (по два хлопка слева и справа)
Как расписывать
Рассмотрим поэтапно, как можно расписать матрешку.
Прежде всего, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:
- деревянная заготовка в форме матрешки (можно приобрести в магазине);
- напильник и наждачная бумага;
- акриловые или гуашевые краски;
- акриловый грунт (его можно изготовить своими руками из клея ПВА и воды);
- кисти разного размера;
- ватные палочки и зубочистки для прорисовки мелких деталей;
- лак для деревянных поверхностей (например, паркетный);
- простой карандаш и ластик.
Также для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры. В качестве примера можно использовать изображения матрешек и раскраски или картинки с хохломой, гжелью или просто цветами и узорами. Для тех кто любит и умеет рисовать, не составит труда проявить фантазию и нарисовать свою, авторскую матрешку.
Ход работы:
- Обработать наждаком и зашкурить заготовку, чтобы избавиться от всех неровностей и заусенцев и сделать поверхность гладкой;
- Разбавить грунт с водой в пропорции 1:2 и покрыть грунтовкой с помощью кисти всю заготовку, оставить высыхать;
- После высыхания наметить вертикальную ось в качестве ориентира для симметричного рисунка;
- Нанести карандашом все нужные элементы: лицо, платок, руки, предметы, одежду, узоры и т.д. (при необходимости можно подправить рисунок ластиком);
- Начать раскрашивать матрешку с крупных деталей и сверху вниз (с платка), придерживаясь контуров рисунка и предварительно разбавляя и пробуя краску на бумаге;
- Прорисовать мелкие предметы;
- Нарисовать лицо (глаза, губы, щечки) и раскрасить волосы;
- Довершить роспись мелкими узорами, тенями, складками и другими деталями (можно использовать ватные палочки и зубочистки);
- Оставить на просушку;
- Покрыть лаком и дать высохнуть.
Матрешка готова!
Для украшения краев платка или сарафана можно использовать золотистую краску и наносить ее точечно с помощью зубочистки.
Разбираем разновидности
Прежде чем приступить к мастер-классу, стоит познакомиться с матрешкой поближе, а именно выяснить, как ее расписывали в разных городах и местностях.
Стиль, пришедший из города Сергиев-Посад, называется «сергиевским». Такую матрешку отличает сдержанный наряд — платок, блузка и сарафан без лишних изысков. Здесь нельзя найти пышных цветов или живописных композиций. Чаще всего матрешка держит что-нибудь в руках, какие-нибудь предметы крестьянского быта – лукошко, самовар, серп.
Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон
Семеновская матрешка, пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.
Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.
Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая. Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:
Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.