Конспект занятия по рисованию «крошки-матрешки» в подготовительной группе

Ход занятия

Сегодня на нашем занятии я хочу рассказать вам сказку, только мне потребуется ваша помощь. Вы готовы мне помочь? (ответ детей). Молодцы! Ну, тогда слушайте…

В одном далеком царстве царстве-государстве много лет тому назад жили-были. Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей). Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать,о ком же будет наша сказка:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

(дети отгадывают «матрёшка»)

Молодцы! Конечно, это матрёшка.

Педагог показывает детям картинки с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку, раскрывает её и выставляет всех матрёшек, дети рассматривают их и держат в руках. Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы! В нашей сказке их будет 5. Итак продолжаем…

Жили были на свете красавицы-сестрички матрёшки. Жили они дружно и друг другу во всём помогали. Первая матрёшка была самая большая и самая умная и звали её… — я предлагаю вам поучаствовать в сказке и придумать ей имя (педагог показывает детям заранее приготовленную большую форму бумажной матрешки – формат А3, у матрёшки раскрашено все, кроме сарафана (приложение 1, и дети дают имя). Вторая была чуть меньше, и считалась очень веселой матрёшкой, а звали её… (педагог достает вторую матрёшку, дети дают имя). Третья матрёшка была самая красивая, и имя у нее было (педагог достает третью матрёшку и дети дают имя, четвертая – самая трудолюбивая и звали её… (показывает четвертую и дети дают имя). А маленькая, пятая матрёшка, была самой послушной и имя у нее было (дети дают имя).

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки, как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица! Ой, а что же это! Почему их сарафанчики стали белыми? Что же произошло? Может наша сказка нам поможет узнать? Продолжим? (дети отвечают)

Итак, жили они дружно и во всем друг другу помогали. Однажды самая веселая матрёшка… (как её звали) предложила всем вместе порисовать яркими красками и так они увлеклись рисованием, что не заметили, как испачкались. Что же им теперь делать? Самая красивая матрёшка… (как её звали) очень расстроилась и заплакала. Тогда самая умная … (как её звали) стала её утешать и предложила снять сарафаны и постирать. Младшая и самая послушная матрёшка… (как её звали) принесла воды, а самая трудолюбивая из них … (как её звали) принялась стирать и так тщательно она это сделала (она же была самая трудолюбивая, что с сарафанов отмылась не только краска, но и пропал весь рисунок и стали они белые-белые. Как же тогда расстроились наши матрёшки, ведь у них нет других сарафанов!

Что же им теперь делать? Может мы им чем–нибудь поможем? (дети предлагают помочь и раскрасить матрёшек).

Какие вы молодцы! Правильно, мы можем их сами раскрасить. Предлагаю вам разделиться по парам.

Каждая пара будет раскрашивать сарафан одной из матрёшек, так мы сможем им помочь быстрее, а заодно и покажем, какие мы дружные.

А как мы будем раскрашивать наших матрешек и чем? Я приготовила для вас восковые мелки и акварельные краски. Но сначала мы с вами поиграем в игру «Собери матрёшку». Педагог показывает детям перепутанные карточки с изображением верхней и нижней половины матрёшек – дети должны правильно собрать матрёшек по цвету и рисунку (приложение 2).

Молодцы! Я думаю, что теперь вы точно готовы. Начинаем рисовать. Сначала мы нанесем на наш сарафан контур рисунка, используя для этого восковые мелки. Рисунок может быть любым – цветочки, разноцветные кружочки, бабочки, машинки, квадраты и другие фигуры. Вам надо сначала вместе придумать, что вы нарисуете на сарафане, а потом уже браться за дело. Готовый рисунок мы с вами раскрасим акварельными красками. Наши восковые мелки помогут нам в этом деле, ведь они не дают нашей красочке растекаться по сарафану. А вы знаете как правильно рисовать красками? (Дети отвечают, если они затрудняются, то педагог им помогает).

В процессе творческой работы педагог помогает тем, кто затрудняется и направляет.

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие. Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.

Думаю героям нашей сказки сарафаны очень понравились и они больше не будут их пачкать. Вы им не только помогли, но и еще научили, как правильно использовать краски, и они говорят вам за это спасибо. А мы что им ответим? (дети хором говорят «пожалуйста»).

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу. До свидания, ребята! До скорой встречи!

Ход НОД:

— Ребята,послушайте загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…. (дети отгадывают «матрёшка»)

— Молодцы! Конечно, это матрёшка.

— Посмотрите, какие у нас есть матрешки. А вы знаете, что нашим Матрешкам уже 120 лет. Когда-то один мастер увидел японскую деревянную игрушку-неваляшку, которая изображала старика монаха. И решил он сделать такую игрушку для своих детей. Он не просто сделал из дерева игрушку, а знакомый художник её разрисовал красками цветочным узором. Да таким красивым, что не только детям эта игрушка понравилась. А когда её увидели люди, кто-то воскликнул «Какая Матрена!» и с тех пор её стали звать Матрена, а ласково Матрешка.

— Что же общего во всех матрешках? (1. сделаны из дерева, 2. открываются одинаково, 3. такие яркие расписанные цветочками.

— Чем они отличаются? (разными рисунками)

Посмотрите, какие разные на картинках эти матрешки. Ой, они рассыпались. Помогите мне из собрать.

(Задание. Найти половинки матрешек и соединить их на доске-фланелеграфе).

— Вот, молодцы! Теперь вы сами видите, что у всех матрешек разные узоры. И от этого они еще красивее! Давайте рассмотрим их узоры. Из чего они состоят? Где расположены цветочки? Какие они большие или маленькие? Что еще нарисовано?

Физкультминутка.

-А сейчас мы с вами превратимся в матрешек и потанцуем танец матрешки.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо и налево)

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки. (выставляем ножку на пяточку)

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки. (имитируем как завязываем платочек)

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки. (погладим себя по щечкам)

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки (показываем свой длинный сарафан с наклоном)

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки. (по два хлопка слева и справа)

-А теперь я вам расскажу что вы будете сегодня делать.

— Перед вами на столах лежат силуэты матрешек. Что вы на них видите? Только личико. И такие они грустные, потому что не нарядные. Давайте их порадуем и нарисуем на них красивые цветочные узоры.

— А рисовать вы будете восковыми мелками и красками. Сначала вы нарисуете контуры цветов восковыми мелками, а потом закрасим их красками. А восковые мелки помогут нам, чтобы краски не растеклись, а остались в цветочках. Еще вы раскрасите косыночки и саму матрешку.

— А теперь подготовим наши ручки к работе:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

— Приступайте к работе. (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям)

— Молодцы, ребятки! Какие красивые получились у вас матрешки, нарядные! А главное все такие разные и радостные!

— Давайте дадим нашим матрешкам высохнуть, потом развесим их на наш стенд и полюбуемся ими.

— Но у меня для вас еще есть сюрприз. В нашей группе спрятались 10 маленьких матрешек. Когда мы наведем порядок на столах, вы их постараетесь их найти!

Приложение:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо и налево)

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки. (выставляем ножку на пяточку)

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки. (имитируем как завязываем платочек)

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки. (погладим себя по щечкам)

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки (показываем свой длинный сарафан с наклоном)

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки. (по два хлопка слева и справа)

Как расписывать

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать матрешку.

Прежде всего, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • деревянная заготовка в форме матрешки (можно приобрести в магазине);
  • напильник и наждачная бумага;
  • акриловые или гуашевые краски;
  • акриловый грунт (его можно изготовить своими руками из клея ПВА и воды);
  • кисти разного размера;
  • ватные палочки и зубочистки для прорисовки мелких деталей;
  • лак для деревянных поверхностей (например, паркетный);
  • простой карандаш и ластик.

Также для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры. В качестве примера можно использовать изображения матрешек и раскраски или картинки с хохломой, гжелью или просто цветами и узорами. Для тех кто любит и умеет рисовать, не составит труда проявить фантазию и нарисовать свою, авторскую матрешку.

Ход работы:

  1. Обработать наждаком и зашкурить заготовку, чтобы избавиться от всех неровностей и заусенцев и сделать поверхность гладкой;

  1. Разбавить грунт с водой в пропорции 1:2 и покрыть грунтовкой с помощью кисти всю заготовку, оставить высыхать;

  1. После высыхания наметить вертикальную ось в качестве ориентира для симметричного рисунка;

  1. Нанести карандашом все нужные элементы: лицо, платок, руки, предметы, одежду, узоры и т.д. (при необходимости можно подправить рисунок ластиком);

  1. Начать раскрашивать матрешку с крупных деталей и сверху вниз (с платка), придерживаясь контуров рисунка и предварительно разбавляя и пробуя краску на бумаге;

  1. Прорисовать мелкие предметы;

  1. Нарисовать лицо (глаза, губы, щечки) и раскрасить волосы;

  1. Довершить роспись мелкими узорами, тенями, складками и другими деталями (можно использовать ватные палочки и зубочистки);

  1. Оставить на просушку;
  1. Покрыть лаком и дать высохнуть.

Матрешка готова!

Для украшения краев платка или сарафана можно использовать золотистую краску и наносить ее точечно с помощью зубочистки.

Разбираем разновидности

Прежде чем приступить к мастер-классу, стоит познакомиться с матрешкой поближе, а именно выяснить, как ее расписывали в разных городах и местностях.

Стиль, пришедший из города Сергиев-Посад, называется «сергиевским». Такую матрешку отличает сдержанный наряд — платок, блузка и сарафан без лишних изысков. Здесь нельзя найти пышных цветов или живописных композиций. Чаще всего матрешка держит что-нибудь в руках, какие-нибудь предметы крестьянского быта – лукошко, самовар, серп.

Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон

Семеновская матрешка, пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.

Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.

Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая. Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:

Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Paper Land
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: