Психология среднего дошкольного возраста
В промежутке между 4 и 5 годами ребёнок самоопределяется, вырабатывает линию поведения по отношению к окружающему миру и накапливает максимум информации. Его возможности растут, он уже свободно владеет многими художественными инструментами: кисточкой, карандашом, мелками, умеет вырезать и клеить на основу простейшие аппликации.
Маленький человек хочет быть самостоятельным, проявлять свою индивидуальность, но, в то же время, нуждается в постоянном контакте с родителями, их поддержке, одобрении своих действий. Оригами позволяют реализовать обе эти потребности. Бумажные фигурки можно складывать всей семьёй, вместе разбираясь в схемах и радуясь полученному результату. Затем с моделями устраивают домашние спектакли, что ещё больше сближает ребенка с родителями, помогает выстроить тёплые, дружеские отношения.
Воспитательная роль оригами
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги не просто доставляет удовольствие. Оно способствует выработке таких важных в четырёх – пятилетнем возрасте навыков, как:
- Аккуратность. Пока родителям сложно донести до детей, насколько важна чистота рабочего места, обеденного стола, посуды, одежды. Но если небрежно складывать фигурки-оригами, они вообще могут не получиться. Постепенно ребёнок поймёт, что без аккуратности, он не сможет достичь успеха.
- Усидчивость. Ещё один «камень преткновения» для пятилеток. Многие из них не могут обуздать желание постоянное двигаться, что мешает им в более взрослом возрасте, когда начинается школьное обучение. Так что терпение, способность организовать себя и упорно добиваться успеха, просто необходимо воспитывать заранее.
- Умение доводить начатое до конца. Ситуация, когда маленький творец бросает на полпути рисунок, фигурку из пластилина или аппликации, знакома родителям. Но в отличие от других видов прикладного искусства, японское бумагоделие даёт результат только по завершении всех этапов складывания, промежуточных стадий здесь нет. Так что поневоле придётся дисциплинировать себя.
- Желание создавать, а не разрушать. Дети с легко возбудимой нервной системой, могут что-то портить и ломать просто, чтобы разрядиться психологически, дать выход накопившейся отрицательной энергии. Уже доказано, что складывание бумажных фигурок способно снимать стрессы и оказывать успокаивающее воздействие, одновременно симулируя творчество и фантазию.
- Коммуникативные навыки. Собственно любой вид совместного рукоделия обучает общению как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Оригами – не исключение.
Родителям со своей стороны не стоит слишком опекать маленького мастера, лучше приходить на помощь только после его просьбы. В 4 – 5 лет дети в состоянии самостоятельно разобраться с простой схемой оригами и выполнить все указанные в ней шаги.
Как организовать занятия оригами с детьми
Для первых занятий оригами с маленькими детьми подойдут простых схемы на 4-8 шагов. Для начала следует заинтересовать ребенка в результате, показав ему готовую бумажную скульптуру, которую он будет делать. Также лучше наполнить будущую бумажную поделку смыслом, чтобы ребенок захотел стараться. В таком случае можно договориться с малышом, что сделанный им на занятии цветочек он подарит маме. Или, к примеру, бумажную птичку он посадит на окошко вместе с другими птичками, чтобы в нем проснулось чувство конкуренции, ведь его птичка должна выглядеть красивой рядом с поделками других детей.
Лучше не рассказывать маленьким детям историю оригами, а концентрироваться на создании бумажных скульптур, так как дети больше любят что-то делать, чем сидеть и слушать, и в таком возрасте информация об истории оригами не имеет для ребенка ценности, поэтому интереса не вызовет.
Постепенно переходя от самых простых схем оригами в 4-8 шагов к более сложным в 8-20 шагов, дети должны сделать 4-5 готовых поделок, чтобы переход от простого к сложному был для них незаметен. Позже следует показать ребенку его прогресс, сравнив его самую простую первую поделку и более новую. Ребенок заметит прогресс и получит стимул развиваться дальше.
Голубь мира (пошагово)
Вот такой красивый голубь, сделанный своими руками, у нас должен получиться. Мы надеемся, что наш мастер-класс будет полезен не только для детей, но и для взрослых.
Будем делать оригами вот по этой схеме. К сожалению, мы не нашли именно нужную схему, поэтому она соответствует мастер-классу только начиная с рисунка номер 3:
Для поделки берём квадратный лист однотонной бумаги, размером 20/20 сантиметров.
Сгибаем квадрат по-диагонали, у нас получился треугольник.
И ещё раз сложим пополам, прижмём ногтем срез. Совмещаем чётко все углы.
Раскрываем последнее сложение треугольника обратно — нам нужна только линия. Берём опять наш большой треугольник, нижнюю сторону (основание) треугольника прикладываем к верхней точке треугольника. Проглаживаем ногтем.
Тоже самое делаем слева: нижнюю сторону заворачиваем к верхней точке.
Получилась вот такая фигура. Правой рукой берём за верхний угол и загибаем его вниз. Проводим ногтем и возвращаем на место. Нам нужна складка.
Тоже самое делаем и с левой стороной: загибаем, фиксируем складку и возвращаем на место. Правый угол отгибаем к центру фигуры.
Далее, левый угол загибаем тоже к центру. У нас получается фигура, как на схеме, рисунок номер 3. Затем мы должны уголки вогнуть вовнутрь, как на рисунках номер 4 и 5.
Далее, сгибаем заготовку пополам, как на рисунке номер 6. Берём за хвостик и отгибаем его вверх, как на рисунке номер 7. Переворачиваем на другую сторону, и с другой стороны делаем тоже самое. Это будут крылья нашего голубя оригами.
Переворачиваем заготовку крылышками вниз, загибаем хвост, как на рисунке 8. Затем отгибаем крылья опять наверх, как на рисунке 9.
Дальше оформляем головку: поворачиваем кончик заготовки направо-налево, раскрываем голову и продавливаем пальцами, чтобы она стала объёмнее.
Делаем для красоты складочки на хвосте и крыльях своими руками. Вот и готов наш голубь.
На видео показано оформление хвоста подробно:
Голубь мира из бумаги своими руками оригами Dove of Peace Paper
Watch this video on YouTube
Орёл в технике оригами
1. Лист складываем дважды пополам, чтобы получилось 4 одинаковых квадрата.
2. Разворачиваем второе сложение и на полученном прямоугольнике загибаем уголок, затем переворачиваем бумагу обратной стороной и загибаем второй оставшийся угол.
3. Получится вот такой треугольник.
4. Далее, первый и второй углы (отмечены цифрами на фото) соединяем, при этом, центральную часть основания треугольника, наоборот, разводим в стороны.
5. При этом, из треугольника должен получиться квадрат.
6. Теперь необходимо с каждой стороны сделать по 2 сгиба.
7. Верхний угол нужно согнуть в обе стороны.
8. Разворачиваем последние сгибы. Верхний лист бумаги берем за нижний угол и поднимаем вверх. Держим изделие в месте пунктира.
9. Пунктирная линия должна оказаться местом сгиба бумаги, получается ромб.
10. Прижимаем края ромба и разглаживаем сгибы. Повторяем 8 и 9 шаги с обратной стороны.
11. Перелистываем одну часть изделия, делаем тоже самое с обратной стороны. Получается следующее.
12. Из нижних уголков делаем ноги, из верхнего – голову. Для этого нужно раскрыть деталь как книгу, загнуть внутрь угол, сложить деталь и потянуть угол, словно выворачивая его.
13. На голове загнуть кончик клюва (так птица больше похожа на хищного орла). Оставшийся свободный лист будет крыльями и хвостом птицы. Опускаем его вниз.
14. Расстояние между крыльями и ногами подбираем самостоятельно. Ставим орла на ноги.
15. Птица готова.
Пример изготовления орла на видео.