Паперкрафт для начинающих, бумажное моделирование, объемные скульптуры и простые фигуры из бумаги для детей

Дополнительные обозначения

Иногда на одном чертеже-рисунке обозначено не одно, а несколько действий. Проверить правильность их выполнения всегда можно по следующему рисунку.
Для того чтобы познакомиться с приемами оригами, приготовьте несколько небольших квадратиков и выполните действия, указанные на рисунках.

1. Согнуть:

а) на себя — «долиной»;
б) от себя — «горой».

Обратите внимание на этот рисунок с низу с верху был выполнен сгиб «долиной», а с низу — «горой»

а) «долиной»;
б) «горой».

Перегнуть — значит не сделать сгиб бумаги, а сперва согнуть, а затем разогнуть:

3. Завернуть (несколько раз повторить одинаковые сгибы):

а) «долиной»;
б) «горой».

Обратите внимание на этот рисунок с низу с верху был выполнен двукратный сгиб «долиной», а с низу — двукратный «горой»

4. Повторить действия

(знак ставится, если действие повторяется с невидимой стороны работы, или для того, чтобы не загромождать чертеж лишними знаками и линиями):

а) один раз;
б) несколько раз (число повторений зависит от количества черточек на стрелке).

Обратите внимание на рисунок снизу. Здесь действие сверху повторяется снизу, слева и справа

а) перевернуть

(в этой же плоскости, обычно на 90 или 180 градусов, ориентироваться по следующему рисунку).

a) повернуть

7. Потянуть, вытянуть

(может обозначаться и обычной стрелкой):

а) вытянуть с другой стороны (или изнутри);

б) потянуть часть работы (например, угол) в сторону, затем прогладить новый сгиб.

8. Складки-молнии — чередование сгибов «горой» и «долиной»

(варианты зависят от последовательности сгибов «гора» и «долина»):

а) «долина» — «гора»;
б) «гора» — «долина»;
а) «долина» — «гора» (многократное);

9. Двойные складки-молнии

(выполняются обычно на сложенной вдвое бумаге: сначала следует наметить положение линий обычной складкой-молнией, а затем приоткрыть работу и выполнить складки на каждом слое бумаги); а) и б) варианты отличаются очередностью линий, расположенных параллельно:

а) двойные складки;
б) двойные складки;

в) линии сгибов расположены под наклоном.

10. Раскрыть и расплющить «карман»

(предварительно выполнить сгиб «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, получая сгибы «горой»).

а) карман

11. Выгнуть — вывернуть часть работы изнаночной стороной наружу

(предварительно следует сделать перегиб, затем приоткрыть работу и согнуть указанные части, вытягивая их изнутри наружу).

12. Вогнуть внутрь

(прием выполняется в несколько этапов: фигурку следует приоткрыть, надавить на указанную часть, закрыть работу, прогладить новые сгибы. Если есть точный ориентир, то следует предварительно перегибом наметить линии):
а) вогнутый угол полностью помещается внутри фигурки;

б) часть вогнутой бумаги выходит наружу (таким образом обычно делают клюв птиц);

в) вогнутый «глухой» угол (на вогнутой части меняются линии: «гора» на «долину» и наоборот).

Создание и редактирование разверток

Для полноценной работы вам необходимо скачать соответствующие рабочие программы. Pepakura бывает двух видов: «Viewer» и «Designer». «Viewer» позволяет просматривать доступные развёртки, в интернет-ресурсах их найти просто. «Designer» предоставляет возможность редактировать готовые развертки, часто это нужно для упрощения. Так же можно в любой из этих программ вертеть для лучшего рассмотрения, выбирать детали на 2D развертке, чтобы смотреть линии склейки и сгибов.

Нюансы. Большинство бесплатных развёрток, которые можно свободно смотреть и распечатывать во «Viewer» недоступны для полноценного редактирования в «Designer», причиной тому есть авторские права.

Можно ограничиться Viewer для начала. Файлы имеют формат pdo. Выбираем по уровню сложности. Чаще всего о ней пишется в описании, зависит от количества станиц и мелких деталей. Выбираем, скачиваем, открываем через Viewer и печатаем. Мой личный совет – начинать лучше с полностью белых заготовок. Но если вы скачали уже со встроенными текстурами, то их легко убрать – нажмите на кубик и они пропадут.

Свежий взгляд на школьную программу

В США набирает популярность интегрированный подход к обучению, известный как STEM – слияние науки, высоких технологий, инженерии и математики. Искусства и ремёсла тоже входят в этот «комплект», вместе с другими гуманитарными предметами. По мнению создателей нового направления, оно позволит школьникам в дальнейшем быстрее адаптироваться к «взрослой» жизни, делая успешную карьеру в любой отрасли.

Преподаватели, работающие по программе STEM, видят в оригами возможность незаметно, но эффективно развивать интеллектуальные способности учеников. Они отмечают, что древнее японское искусство сегодня всё активнее используется в инновационных научных проектах.

В частности, NASA два года назад представил «умный» тепловой радиатор, способный в зависимости от ситуации, охлаждать или нагревать малые спутники. Структура складывается и разворачивается по принципу оригами, изменяя форму. Тем самым она увеличивает или уменьшает площадь теплоотдачи. В дальнейшем планируется разработать аналогичные структуры для солнечных батарей.

Почему пятиклассникам стоит заниматься оригами

Согласно исследованиям Образовательного фонда Джорджа Лукаса, современные американские подростки почти не разбираются в геометрии и алгебре. Не лучше обстоят дела у российских школьников, половина которых к 5-му классу нетвёрдо усваивает даже простейшие арифметические действия. Отмечено, что при переходе из начальной школы в основную, ученики теряют часть усвоенных ранее знаний по математике. Если пятиклассникам не удаётся компенсировать этот «откат» и справиться с новой информацией, дальше алгебра и геометрия будут даваться им ещё труднее.

Опрос, проведённый в 62 регионах России, показал, что математика за последние годы из просто «нелюбимой» превратилась в «ненавистную». А между тем это – обязательный предмет ЕГЭ, да и в жизни без расчётов и элементарных знаний по геометрии трудно обойтись. И американские, и российские учителя видят корень проблемы в скучном, излишне сухом преподавании, отсутствии у школьников мотивации. Оригами способно увлечь любого подростка и вызвать желание погрузиться в мир чисел и пространственных структур.

Это – прикладное искусство

Красота бумажных фигурок вдохновляет складывать их снова и снова, каждый раз усложняя задачу. А ведь оригами – не просто искусство, но ещё и точный расчёт. И чем сложнее схема сборки, тем сильнее она стимулирует пространственное и аналитическое мышление. Параллельно со складыванием фигурок, можно давать школьникам необходимые математические знания в игровой форме, не вызывающей отторжения.

Известно, что существует три способа восприятия информации:

  • аудиальный,
  • визуальный,
  • кинестетический.

Ученикам второго и третьего типа занятия оригами позволяют лучше усваивать материал. Визуалам через чтение схем, кинестетикам – посредством тактильных ощущений во время складывания. Появился даже специальный термин: «оригами-математика». Это когда алгоритм складывания моделей учитель объясняет при помощи математических терминов. Японское искусство бумагопластики превращает сухую «материю» геометрии и алгебры в творческий процесс созидания и познания.

Наглядный способ изучения дробей

Дроби и действия с ними – камень преткновения для пятиклассников. Складывание бумаги на тактильном уровне демонстрирует такие понятия как «половина», «четверть», «одна третья», переводя их из абстракции в реальность. А многократные сгибы одного и того же листа можно использовать как иллюстрацию к понятию бесконечности.

Развитие креативного мышления

На уроках школьникам часто предлагается только одно – стандартное решение задачи. Оригами даёт возможность методом проб и ошибок искать альтернативные варианты. Для этого достаточно показать ученикам готовую фигурку и предложить самостоятельно разработать схему для неё. Неправильных ответов при таком подходе не будет. Дети избавляются от так называемого «страха неудачи», который мешает рождению новаторских идей.

Подготовка к урокам физики

Оригами помогает объяснить и фундаментальные физические понятия. Например, почему тонкий и хрупкий лист бумаги, собранный в гармошку, приобретает дополнительную прочность и выдерживает большие нагрузки. На этом принципе построены мосты и другие инженерные сооружения. А демонстрируя правильные многогранники, намного проще дать представление о строении молекул.

Модели для 5 класса

Десятилетним подросткам предлагаются сложные схемы, часто включающие несколько этапов складывания. В первую очередь акцент делается на классическом модульном оригами – кусудамах и многогранниках из нескольких одинаковых частей. Также можно изготавливать функциональные изделия: бижутерию, коробочки, закладки для книг, светильники, панно на стену, ёлочные игрушки и так далее.

Простая цветочная кусудама

Кусудама – это бумажный шар, используемый как интерьерное украшение. Прежде он играл роль подвесного саше и наполнялся ароматическими травами для санации воздуха. Самая простая кусудама – цветочная. Она состоит из 6-лепестковых лилий, собираемых модульным способом.

Очень красиво смотрятся подобные кусудамы, выполненные из бумаги «ками» с разными узорами. Можно использовать и листы старых глянцевых журналов, нотные тетради или календари. В Японии ажурные бумажные шары считались оберегом и в этом качестве их можно дарить близким людям и друзьям.

Пошаговая инструкция:

Потребуется 6 квадратов бумаги любого размера – чем они будут больше, тем объёмнее в итоге получится шар. Однако и плотность листов должна соответственно увеличиваться. Стандартным считается размер 15х15 см.

  • Лист сгибаем по диагонали. Это базовая складка «Треугольник» («Косынка), с которой часто начинается изготовление фигур-оригами.
  • Правый и левый угол заготовки поднимаем, совмещая с верхней точкой. Обе половины располагаем вдоль центральной линии. Хорошо проглаживаем складки стеком или линейкой, чтобы они получились чёткими и ровными. От этого зависит внешний вид цветка.
  • Обе половины верхнего слоя заготовки отгибаем в стороны, совмещая с краями фигуры.
  • Раскрываем только что сделанные «карманы». Этот приём в оригами называется «сквош-фолд». Верхние треугольники с обеих сторон опускаем вниз.

Обе складки «сквош-фолд» сгибаем пополам и склеиваем боковины между собой. Получается один лепесток нашей лилии.

Изготавливаем ещё 5 аналогичных деталей. Остаётся последовательно скрепить их между собой.

Для этого подойдёт горячий клей или «Момент Кристалл». Чтобы стороны не расходились, их на время высыхания скрепляют прищепкой или скрепкой.

Можно сделать лилию однотонной, собрав кусудаму из нескольких контрастных или нюансных оттенков. Либо добавить узорчатые лепестки.

Для шара среднего размера потребуется 12 цветков.

Сборку начинаем с двух половинок. Соединяем по 6 лилий. Клеем промазываем тыльные стороны соседних лепестков на одном цветке, то же делаем на втором и прикладываем их друг к другу точно, без сдвигов. Фиксируем до высыхания прищепками.

5 лилий образуют круг с общим центром.

Последнюю – шестую, вклеиваем в середину.

Соединяем две половинки и оставляем на ночь до полного высыхания. Если применяется термопистолет, ждать не нужно.

Кусудама готова. Шары-оригами часто изготавливают на предусмотренных ФГОС «внеурочках» в 5-м классе, особенно во время подготовки к Новому году или другим праздникам. Чтобы изделие приобрело более аккуратный и декоративный вид, центр каждой лилии украшают пуговицами, деталями для скрапбукинга, стразами и так далее. Можно добавить декоративные шнуры и сделать подвески.

Но цветы кусудамы применяются не только в шарах. Если закрепить их на флористическую проволоку, можно собрать невероятно модный сегодня букет невесты в стиле «хенд-мейд».

Ещё один вариант очень красивой цветочной кусудамы, показательной с точки зрения геометрических построений. Для неё понадобится 30 прямоугольников, размером 7х11,5 см. Одна деталь представляет собой один модуль.

Модульное бумажное оригами

Такой тип оригами, как модульный, помогает делать 3D-объекты. Для подобных манипуляций вам нужно будет взять пару листов бумаги черного и белого оттенка (или синего и белого). Чем больше листов, тем крупнее будет поделка. Порядок изготовления модульного оригами-пингвина: изготовление модулей, сборка модулей между собой в верной последовательности.

https://youtube.com/watch?v=5L2UWvkNICw

Изготовление модулей

Модули — это определенные детали, которые складываются между собой и создают нужную фигуру. Изготавливаются они таким образом: нарежьте листки бумаги на идентичные прямоугольники. Сложите прямоугольник пополам, но в длину. Потом создайте перпендикулярный сгиб, складывая полоску пополам. Обе стороны загните, чтобы вышла фигура, похожая на треугольник. Подверните края изделия. Подверните нижние части вверх. Сверните треугольник пополам. Слегка расправьте деталь, чтобы она была более объемной. У вас выйдет первый модуль. Для такого изделия, как оригами-пингвин, вам потребуется 101 черная деталь, 45 белых и 1 желтая.

Сборка поделки

Модульное оригами необходимо собирать определенным образом:

  1. Возьмите два элемента черного оттенка и положите их на столик крыльями вверх.
  2. Соедините их между собой третьей деталью, надевая ее на 1 крыло каждого. Прибавьте еще один черный модуль и наденьте новый сверху. Через пару деталей начните применять белые.
  3. В результате в первом ряду у нас должно выйти 5 черных модулей и 7 белых. Второй ряд сделан из 6 темных и 6 белых деталей.
  4. Следующий круг будет создан из 7 черных и 5 белых элементов.
  5. Четвертый ряд показан 4 белыми деталями и 8 темными.
  6. Пятый ряд — 2 белых элемента и 10 темных.
  7. Переворачиваем фигурку медленно и аккуратно. Сделайте ряд из 3 белых деталей и 9 черных.
  8. В новом ярусе на единицу увеличьте количество белых и уменьшите число черных модулей.
  9. В следующем ряду останется 5 белых и 6 черных элементов.
  10. Вставьте 4 белых и 8 черных модулей.
  11. Выставите по двум сторонам черного модуля по 1 белому. После этого вставьте только черные модули.
  12. Конечный ряд нужно делать лишь из черных модулей.
  13. По двум сторонам вставьте обратной частью те же темные модули.
  14. С помощью клея присоедините оранжевую деталь.
  15. Создайте глазки из двух кружков белого оттенка и пары кругов поменьше черной расцветки.

Большая фигурка готова! Если захочется, можно изготовить зверьку корону таким же способом, как делали тело, и прицепить ее на голову.

⇡#Просто добавь воды

Многие из моделей Ёсидзавы были сделаны с удивительной реалистичностью, которой автору удалось достичь с помощью особого метода обработки рабочего материала. Чтобы придать требуемую форму своим фигурам, Ёсидзава смачивал бумагу водой. В результате этого клеевая основа бумаги разбавляется, и управлять положением волокон проще: линии получаются более плавными, а материал становится податливее. При этом нарушается память материала, благодаря чему конечная форма получается более устойчивой — по сравнению со сборкой «сухого» оригами.

У Ёсидзавы очень много последователей. Один из них, французский любитель оригами Eric Joisel, делал потрясающие работы, используя тот же прием — смачивая бумагу. Многие из его произведений смотрятся удивительно правдоподобно — даже закрадывается сомнение в том, что он использовал всего лишь бумагу. Как, например, в этом «оркестре гномов».

Как оказалось, этой технике можно найти и другое, довольно необычное применение. В 2012 году соотечественник Эрика, студент университета искусства и дизайна в Лозанне, Christophe Guberan, используя тот же принцип мокрого оригами, продемонстрировал простую технологию Hydro-fold, позволяющую делать самособирающиеся оригами-формы.

Вы наверняка много раз видели эффект намокшей бумаги. Стоит капле жидкости попасть на ровную, гладкую поверхность, и рельеф листа тут же начинает меняться. Исходная гладкая форма поверхности будет утрачена. До конца она не восстановится даже тогда, когда жидкость полностью испарится. Это свойство бумаги и использовал Кристоф. Он немного модифицировал обычный струйный принтер, заставив его печатать особыми водными чернилами.

В графическом редакторе он создает топологическую карту линий, по которым должны быть выполнены сгибы, после чего выводит этот рисунок на печать на модифицированном принтере. Бумага, пропитанная водой в соответствующих местах, высыхая, начинает менять свою структуру, стягиваясь там, где легли водные чернила. В результате лист начинает самостоятельно складываться. С ходу трудно сказать, какое практическое применение можно найти для этой технологии, но результат выглядит довольно эффектно.

Где и когда зародилось искусство оригами

Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.

Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.

⇡#Складная оптика на основе оригами

Оригами — это не только моделирование бумажных или других форм. Это образ мышления, особый нестандартный подход к привычным вещам. И, к слову, сгибать можно не только материальные объекты. Например, в семнадцатом веке Джеймс Грегори и Исаак Ньютон догадались использовать в конструкции телескопа зеркало. Тем самым они удлинили оптический путь и получили более совершенное устройство, лишенное цветных ореолов — артефактов хроматической аберрации, главного недостатка рефракторного телескопа.

В конструкции телескопа с отражающим элементом траектория луча света складывалась благодаря отражению. И вот, спустя почти четыре столетия, ученые продолжают делать открытия, манипулируя формой траектории луча.

Открытие, сделанное инженерами Калифорнийского университета Сан-Диего, в печатных изданиях тут же окрестили «оптическим оригами». Ученые нашли способ уменьшить размеры оптической системы, объединив наработки Ньютона и мастеров бумажных скульптур.

Исследователи взяли небольшой диск (прозрачный кристалл фторида кальция) и проделали в нем концентрические отверстия. Внешнее кольцо в этом устройстве служит для попадания света в данную систему. К диску применена «алмазная» огранка, а также задействуется набор отражателей, которые искусственно увеличивают оптический путь. В центре «линзы-оригами» расположен светочувствительный датчик, на который свет попадает после многократных отражений.

Один из авторов объектива нового поколения Эрик Тремблэй (Eric Tremblay), кандидат технических наук в Jacobs School UCSD, утверждает, что новая оптическая система способна заменить громоздкие комплекты линз, уменьшив исходную оптическую конструкцию приблизительно в семь раз. Единственный недостаток нового объектива — по причине расположения апертуры вдоль края линзы система дает очень маленькую глубину резкости. Впрочем, изобретатели уверяют, что этот минус в будущем будет устранен.

Традиционный объектив (слева) и три модели «оригами-объективов»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Paper Land
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: